Это написано несколько лет назад, но заметных сдвигов в сторону уважения интеллигенции, её поддержки и разумного выращивания нового поколения, сохраняющего стиль поведения и мышления, подаренного нам великими предками, не видно.
Ивану Александровичу нравилось оставаться в квартире одному. Хотя он и любил своих жену и дочь, но жили они в маленькой однокомнатной квартире, и он иногда уставал от их громких обсуждений абсолютно не интересующих его тем. «Квартирный вопрос, – шутил Иван Александрович, – стоит в нашей семье с 1917 года». В Москве его предки, действительно, владели когда-то квартирами и даже домами, но сейчас, увы, квартира в селе Отрадное.
К тому же одиночество пришлось кстати, так как у него была работа, нужно было напаять схему на плато для «одной из халтур», которых в последнее время становилось, к его удивлению, все больше, несмотря на немолодой возраст.
Работа не требовала особенного внимания, и поэтому он включил телевизор и, конечно, канал «Культура». На экране появилась группа из трёх человек, сидящих на удобных диванах и разговаривающих приятными голосами о музыке и балете. Ивану Александровичу эти темы были интересны, особенно музыка, так как его дочь училась в музыкальном училище и до него доходили сведения об обычаях и нравах мира, к которому он, как инженер, никогда не имел отношения, но ему всегда хотелось вникнуть в проблемы девочки, попытаться в них разобраться, заслонить её от неприятностей и разочарований.
Иван Александрович слушал вполуха, паяя свою схему, так как, хотя голоса были интеллигентные, но каких-то оригинальных мыслей собеседники не изрекали, зато много и мило улыбались. Единственные моменты в передаче, которые привлекали его внимание, - это фрагменты выступлений собеседников: знаменитых пианиста и артиста балета. Передача катилась по рельсам гладко, её вёл железной рукой известный искусствовед, сверкающий эрудицией и блеском ассоциаций. Он был старше своих собеседников, поэтому его главенство было не обидно и вполне логично. Пианист рассказывал об интересных случаях в своей концертной деятельности, второй собеседник очень доброжелательно отзывался о партнёрах по балету, оба говорили о своих планах. Ясно было, что они хорошо себя чувствуют в этой жизни, оптимистично смотрят в будущее, довольны современным состоянием искусства на Родине, однако в их рассказах и планах чаще звучали названия иностранных городов и музыкальных залов. Но это не раздражало, а даже радовало, что наши люди везде востребованы. Передача явно удалась, и вот ведущий на пике вдохновения, чтобы как-то поинтереснее и оригинальнее закончить передачу сказал, обращаясь к зрителям: «Вы подумайте, перед Вами сейчас выступали три самых завидных жениха России».
Иван Александрович замер, ему показалось, что когда-то он это слышал и как будто уже смотрел такую же передачу. Также сидели известные музыканты, был такой же интеллигентный и артистичный ведущий. Он даже прекратил паять, ощущение, что это с ним было, захватило и испугало его. Это был абсолютный повтор передачи, которую он, наверное, видел много лет назад. Но при всей схожести ситуации что-то было не то, и именно это и волновало Ивана Александровича. Он пытался вспомнить, где и когда он это видел, найти это неуловимое отличие. Конечно, вспоминал он, зал, где проходила беседа, был другим, число участников было больше и среди артистов были учёные, одеты они были, естественно, по-другому. Но не в этом было отличие, а в чем-то абсолютно другом, а в чем именно, он не мог понять. Он так разволновался, что оделся и вышел на улицу. Иван Александрович увидел безрадостную архитектуру «Безотрадного», мимо него прошла группа подростков, разговор и голоса которых лучше бы он не слышал.
И тут он вспомнил, что это было много лет назад, когда он ещё жил с мамой в одной комнате коммунальной квартиры, некогда принадлежавшей его бабушке. Из окна были видны дома классического московского стиля с колоннами и нишами, украшенные барельефами.
Он тогда тоже что-то паял. Они включили телевизор, и там показывали встречу деятелей искусства, которые тоже не говорили ничего выдающегося, но передача была забавная, ловкая и в конце передачи также на пике вдохновения от общения с талантливыми людьми ведущий сказал: «Подумайте, перед вами выступала интеллектуальная элита России!»
Opmerkingen